Чехарда с терминами "правоверие" и "православие"

Спрашивается:  кто же, когда и с какой целью решил подменить на Русской земле термин «правоверие» на «православие» и обратно? 

Произошло это в XVII веке, когда Московский Патриарх Никон учинил церковную реформу, основной целью которой, было не изменение обрядов христианской церкви, как это трактуется сейчас, где всё сводится якобы к замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и хождение Крестного хода в другую сторону. Основной целью реформирования было уничтожение двоеверия на Русской земле.

       В наше время мало кто знает, что до начала правления в Московии царя Алексея Михайловича на Русских землях существовало двоеверие. Иными словами простой народ исповедовал не только правоверие, т.е. христианство греческого обряда, пришедшее из Византии, но и старую дохристианскую веру своих предков – православие. Вот это больше всего волновало царя Алексея Михайловича Романова и его духовного наставника христианского Патриарха Никона, ибо православные Старой веры жили своими устоями и не признавали никакой власти над собой.

 

Патриарх Никон решил покончить с двоеверием весьма оригинальным способом, Для этого под видом реформы Церкви якобы из-за несоответствия греческих и славянских цифр он приказал переписать все богослужебные книги заменяя фразы «правоверная вера христианская»  на «православная вера христианская». В сохранившейся до наших времён Четьих-Минеях мы можем видеть старый вариант записи – «правоверная вера христианская». Это был очень интересный подход Никона к делу проведения реформы.

 

Во-первых не нужно было переписывать множество древних славянских, как тогда говорили, харатийных книг и летописей, в которых описывались победы и достижения дохристианского православия.

 

Во-вторых, стирались из памяти народа жизнь во времена двоеверия и само изначальное значение православия, ибо после такой церковной реформы любой текст из богослужебных книг или древних летописей можно было трактовать как благодатные деяния христианства на Русских землях. Кроме того, Патриарх разослал по московским церквам памятку об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного.

 

Так началась реформа, равно как и протест против неё, приведший к церковному расколу.

 

Все действия патриарха Никона привели к тому, что церковь раскололась на две враждующих между собой части. Сторонники старых традиций – христиане греческого разлива -обвиняли Никона в потакании язычеству, так христиане называли православие, т.е. старую дохристианскую веру. Раскол охватил всю страну.

       Это привело к тому, что в 1667 году Большой московский Собор осудил и низложил Никона, а всех противников реформ предал анафеме. С той поры приверженцев новых богослужебных традиций стали называть никонианами, а приверженцев старых христианских обрядов и традиций стали называть раскольниками и преследовать. Противостояние между никонианами и раскольниками временами доходило до вооружённых столкновений, пока на стороне никониан ни выступили царские войска. Во избежание крупномасштабной религиозной войны часть Высшего духовенства московской Патриархии осудило некоторые положения в реформах Никона. В богослужебной практике, где государственный документ вновь стали использовать термины «правоверие». Для примера обратимся к Духовному Регламенту Петра I. Вот что написано в данном документе:

 

«Державнейший Царь Всероссийский, Пётр Первый премудре на пользу отечества державы Своея установил в лето 1718. А яко Христианский Государь, правоверия же и всякаго в церкви Святей благочиния блюститель…».

 

Как мы можем видеть даже в XVIII веке Петра первого называют христианским Государем правоверия и благочиния  блюстителем, а вот о православии в данном документе нет ни слова. Нет его и в издании Духовного Регламента 1776-1856 годов.

 

Подведём небольшие предварительные итоги. 

 

До 988 года н.э. у славян на Руси существовала своя Старая Вера, которая называлась ПРАВОСЛАВИЕ.

 

В конце Х века, киевский правитель, каган Владимир крестил Русь по греческому закону, огнём и мечом заменил Старую Изначальную Веру славян христианством, ветвью иудейской религии. 

 

В 1054 году н.э. произошёл раскол христианской церкви на Западную и Восточную. С этого времени Восточная христианская церковь с центром в Константинополе стала называться ортодоксальной, т.е. правоверной, а люди, исповедывающие христианство по греческому обряду – ортодоксами, или правоверными. Но никак не православными.

В «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, термин «православие» встречается только в современном переводе, а в оригинальном тексте используется термин «правоверие». А попытка Патриарха Никона заменить в богослужебных книгах «правоверие» на «православие» привела в XVII веке к расколу христианской церкви.

 

Write a comment

Comments: 2
  • #1

    Закир Мусаибов (Monday, 06 January 2020 08:56)

    А ничего, что "ортодоксия" это калька из греческого, означающая именно православие, а не правоверие и ещё задолго до патриарха Никона термин "православие" употреблялся на Руси именно применительно к христианству.

  • #2

    Александр (Monday, 27 April 2020)

    Вы, Закир, ведь прочли, что сие разделение на правоверие и каталичество, произошло в 1054 году. Вам трактовку ортодоксия как православие предоставляют именно с целью сплошной подмены понятий; якобы в Константинополе былвера христианская православная. Откуда ? Таких понятий как Явь Правь Навь и Славь у христиан не существовало. Какой-то кукловод сознательно искореняет истинное ДРЕВНЕЕ ПРАВОСЛАВИЕ.
    Я, конечно, не знаю истинную подоплеку православия. Однако православие (да и религия вообще) это очень мощный инструмент подчинения и воспитания послушных и безмозглых рабов-солдатиков, которых не совестно послать на смерть. Тем более, что психиатрия "научно" и ОСОЗНАННО (ПО ЗАКАЗУ КАНЦЛЕРА ОТТО БИСМАРКА) "доказала", что человек это животное, а животных можно уничтожать, резать, наказывать, заставлять ползать на коленях, травить в газовых камерах, сдирать татуировки на кожгалантерею(сумочки, перчатки, ремни, куртки, плащи), выдирать из черепов трупов золотые коронки (возможно даже у живых, а почему бы и нет, ведь они "не люди, а животные"), сдвигать трупы бульдозерами в ямы и много чего на что способен сумасшедший зверь на двух ногам, переставший сам быть Человеком.
    Так вот это (и фашизм) две дорожки одной цели.

Когда у человека появляется собака, он становится ЧЕЛОВЕКОМ   (Лена Цесси).